А.П.Чехов «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре»
Вопросы к семинару
- Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называются «маленькой трилогией»?
- Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина?
- Как помогают образы рассказчиков понять замысел «маленькой трилогии»?
- В чем проявляется бездуховность в жизни и интересах главных героев?
а) «улиточность» существования героя рассказа «Человека в футляре» (обывательская косность, неподвижность, равнодушие);
б) «счастье» Чинши-Гималайского (жизнь в узком пространстве – три аршина, усадьба);
в) боязнь героем (Алехиным) перемен, страх перед изменением стереотипа жизни («О любви»)
г) однообразное и скучное существование несовместимо с понятием «жизнь»
А.П. Чехов «Ионыч»
Вопросы к семинару
- Почему в 90-е годы 19 века Чехов обратился к проблеме духовной деградации человека? Актуальна ли эта проблема сегодня?
- В чем вы видите связь между рассказами, входящими в «маленькую трилогию» и «Ионычем»?
- Могла ли любовь спасти доктора Старцев?
- Что означают слова: «…не использовал потенциальных возможностей человека»?
- Назовите причины трагедии Старцев.
А.П.Чехов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»
Вопросы к семинару
- Каково ваше мнение, на чьей вы стороне в споре между художником и Лидией Волчаниновой?
- Разве не права Лида Волчанинова, предлагая делать что-нибудь?
- Прочитайте конец рассказа («Я уже начинаю забывать про дом с мезонином…Мирюсь, где ты?»). Вопрос: верите ли вы, что встреча состоится?
- Чехов обладал даром открывать в нелегкой, безрадостной жизни утонченных натур, находить героев с «пробуждением души». Вопрос: как проявился этот дар в рассказе «Дом с мезонином»?
- От чего хотят уйти герои рассказа «Дама с собачкой» и имеют ли они на это нравственное право?
А.П.Чехов «Вишневый сад»
Вопросы к семинару
- Перечитывая первое действие, объясните, каким вы увидели, почувствовали авторское настроение? Оно выражается многообразно: в описании обстановки, передаче звуков и красок, в тоне и ритме речи, в изображении действующих лиц, их мыслей, чувств, поступков. Приведите примеры.
- Что вы думаете о Лопахине? Назовите его положительные качества и те, что вызывают у вас осуждение.
- Прокомментируйте диалог Пети и Лопахина
Трофимов: «…Я силен и горд, я могу обходиться без вас… Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, и я в первых рядах!»
Лопахин: «Дойдешь?»
Трофимов: «Дойду. Или укажу другим путь, как дойти».
- Высказать свое мнение об отношении Чехова к Лопахину.
Лопахин: «Музыка, играй отчетливо. Пускай все, как я желаю. (С иронией) Идет новый владелец вишневого сада (толкнул нечаянно столик, едва не опрокинув канделябры). За все могу заплатить!»
Реплика Чехова: «Лопахин еще и теперь не окончательно понял, что не все в жизни измеряется деньгами, но в душе у него нет больше ни радости, ни покоя…»
Литературный диктант
Знаете ли вы героев пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова
Кто из них…
- … обращался к шкафу с торжественной речью…
- … съел сразу полведра огурцов…
- … имел прозвище «двадцать два несчастья»
- … С презреньем относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным…
- … хорошо умел показывать фокусы…
- … отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома есть нечего..
- … назвал раскрепощенье крестьян несчастьем..
- … говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, желтых ботинках…
- … прощаясь с прошлой жизнью, восклицала: «Здравствуй, новая жизнь!»
- … говорил: «Вся Россия – наш сад!»
- … забыли при отъезде в запертом доме…
… сообщает Лопахину, что нанялись в экономки.
|