А.С.Грибоедов « Горе от ума»
Молодое поколение. Любовная интрига.
Вопросы к семинару
- Кто такая Софья? Что вы знаете о ней? Опишите ее портрет. Чем она занимается, каков круг ее интересов?
- Кому из женщин своего окружения хочет подражать Софья? Назовите ровесниц Софьи, изображенных в комедии. О чем говорят они на балу у Фамусова, с какой целью приехали на бал, что их интересует?
- Кто такой Молчалин? Что он собой представляет? Опишите его портрет, расскажите биографию. Чем занимается Молчалин? Какова цель жизни Молчалина и какими средствами он пытается ее достичь.(Монолог Фамусова (IY,11) и диалог с Чацким (III,3)).
- Каковы жизненные принципы Молчалина?
- Кто такой Скалозуб? Расскажите его биографию, опишите портрет ( диалог Скалозуба и Фамусова (II,2). Каких политических взглядов придерживается Скалозуб?( Разговор с Репетиловым (IY,5))
- Кто такой Чацкий? Опишите его внешность, расскажите биографию.С какой целью Чацкий приехал в Москву и, не заезжая домой, явился в дом Фамусова?( Монологи Чацкого( IY,7;II,2;IY,3), его диалог с Фамусовым(II,2).
- Как, по – вашему, должен вести себя Чацкий, чтобы достичь своей цели и что он делает на самом деле?
- Кто такой Репетиров? Расскажите его биографию (IY,4,5: «Зови меня вандалом», «Все служба на уме»). Чем занимается Репетилов, какими людьми окружен?
- Расскажите, кто такой Загорецкий. Чем он занимается?
- Кто такой князь Федор? Кто и при каких обстоятельствах вспоминает о нем в комедии (III,21)? Чем знаменит брат Скалозуба? Кто и при каких обстоятельствах о нем рассказывает в комедии? (II,5)
А.С.Грибоедов « Горе от ума»
Связь личного и общественного конфликтов в комедии
Вопросы к семинару
- Каков критерий московского общества при выборе жениха, то есть эталон московского жениха? ( Монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»( II,5), диалог княгини Тугоуховской и Натальи Дмитриевны Горич(III,7), монолог Лизы(I,5)
- Какими соображениями руководствуется Софья, выбирая жениха? Почему Скалозуб и Чацкий отвергнуты ею? ( Диалог Софьи и Лизы (I,5) и Софьи и Чацкого (III,1)
- Что главное Фамусова при выборе жениха для дочери? ( Монологи Фамусова «Который же из двух..»(I,10) и « Ах! Матушка..»(I,4); диалог со Скалозубом (II,5)
- Какими критериями руководствуется Чацкий, определяя своего соперника? ( Монологи Чацкого « А судьи кто?»(II,1); « Дождусь ее..»(III,1); « Ах, Софья..»(III,3)
А.С. Грибоедов « Горе от ума»
Чацкий и фамусовская Москва
Вопросы к семинару
- Кто такой Фамусов? Какие люди входят в круг его знакомых? Кто из них появляется на сцене, а о ком только говорится в монологах и диалогах главных героев? Кто рассказывает о них и как при этом характеризует? Кого Фамусов пригласил к себе на бал?
(Используйте при подготовке ответов монологи Чацкого
« Где нас нет..»(I,7), « А судьи кто?»(II,5);
Монологи Фамусова «Петрушка..»(II,1), «Вот то-то все мы гордецы!»(II,1), «Вкус, батюшка..»(II,5);
Диалог Чацкого и Молчалина «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то..»(III,3)
- О чем ведет речь Фамусов в монологе «Вкус, батюшка..»(II,5)? Какую оценку дает тому, о чем говорит? Какая интонация звучит в его словах, меняется ли она в течение всей речи? Какие нравы, судя по этому монологу, бытуют в московском обществе?
- О чем говорят в московском обществе, какие темы поднимаются в разговоре московских дворян?
(Проанализируйте для ответа на вопрос монологи Фамусова
«Молчать. Ужасный век!»(I,3);
Монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча..»(III,22);
Монолог графини – внучки «В чужих краях на ком?»(III,8).
План анализа:
- о чем говорит герой;
- каково его отношение к предмету разговора;
- в каком душевном состоянии находится герой и что привело его в такое состояние?
4. Как относятся друг к другу в московском обществе?
( Проанализируйте для ответа на вопрос
Монолог Хрюминой «Ну бал! Ну Фамусов!»(IY,1);
Диалоги Горича и Чацкого «Прочь! Поди ты к женщинам...»(III,9);
Диалоги Хлестовой и Софьи «Представь:их как зверей выводят напоказ..»(III,10);
Монолог Скалозуба «Позвольте расскажу вам весть..»(III,9);
Монолог Тугоуховской «Вот нас честит..»(III,8)
- Как был встречен Чацкий московским обществом после своего трехлетнего отсутствия? ( Диалог Чацкого и Фамусова(II,5), Чацкого и Горичец (III,5), монолог Хлестовой «Отцы мои..»(III,21).
- Если между Чацким и московским обществом так много общего, то какие же разногласия между ними изобразил А.С.Грибоедов в комедии ( политические, философские, этические)?
- Какие вопросы обсуждают герои пьесы, какую позицию они пр. этом занимают? (Проанализируйте диалоги Фамусова и Чацкого «Вот то-то все вы гордецы..», «И точно начал свет глупеть..»(II,2);
Диалог Фамусова и Скалозуба «Ах, батюшка сказать, чтоб не забыть..»(II,5);
Диалог Молчалина и Чацкого «Вам не дались чины..»(III,3).
- Что, по мнению Чацкого, удерживает людей его времени ( то есть начала 19 века) от того, чтобы делать карьеру способом, который указывает Фамусов и которым пользуются Скалозуб и Молчалин?
- «..есть охотники по подличать везде,
Да нынче смех страшит , и держит стыд в узде»
Отражает ли эта фраза Чацкого действительное положение дел или это только идеал? Какое движение 18 века провозглашало идею о том, что положительными примерами и просвещением можно исправить « грубые нравы»?
Литературный диктант
«Крылатые выражения из комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Установить, какому персонажу комедии принадлежит данное выражение
- Кто беден, тот тебе не пара.
- И дым Отечества нам сладок и приятен.
- Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- Ах! Злые языки страшнее пистолета.
- Герой не моего романа.
- Послушай, ври, да знай же меру.
- В деревне, к тетке, в глушь, в Саратов.
- Ведь нынче любят бессловесных.
- Смешенье языков: французского с нижегородским.
- Она к нему, а он ко мне.
- Что говорит! И говорит, как пишет!
- И кто жениться нас неволит!
- Счастливые часов не наблюдают.
- А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?
- Шумим, братец, шумим.
- Ученостью меня не обморочишь.
- Над старостью смеяться грех.
- Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
- Какие-то уроды с того света, и не с кем говорить, и не с кем танцевать.
- В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
- Карету мне, карету.
Литературный диктант «Характеристика персонажей»
из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Кто и о ком говорит о комедии?
- «Брюзглив, неугомонен, скор…»
- «И золотой мешок, и метит в генералы»
- «…Чувствителен, и весел, и остер…»
- «Известный человек, солидный,
И знатоков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче – завтра генерал.»
- «…Был военный;
И утверждают все, кто только прежде знал,
Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он московским комендантом».
- «Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! Проигрывал!..
…Все отвергал: законы! Совесть! Веру!»
- «При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
от доброты души простит».
- «Лгунишка он, картежник, вор».
- «…Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь, и вкось не рубит…»
- «Скромна, а ничего кроме
Проказ и ветру на уме».
11. «…Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол
|