Гете «Фауст»
Практическая работа
Заполнить таблицу.
Составная часть произведения, время создания
|
Содержание
|
I пролог
|
|
II пролог
|
|
I часть (25 сцен) Гете писал ее в течение 1774-1806 гг. (32 года)
|
Первая земная жизнь Фауста, история его любви к Маргарите
|
Сцена 2
|
(Учащиеся коротко записывают содержание сцен)
|
Сцены 3 и 4
|
Сцена 19
|
Сцена 25
|
II часть (пять действий) (1825-1831, 6 лет)
|
|
Гете «Фауст»
Литературный диктант № 1
Кто из героев…
- Мечтал о том, чтобы просветить свой народ и перевести на родной язык Евангелие…
- Ведет Фауста на кухню ведьм…
- От отчаяния бросается к магии…
- Воплощает в себе мир простых людей…
- «Ученый муж. Ты многих спас, живи сто лет, спасая нас», - так отзываются люди о…
- Трагически погибает, защищая честь сестры…
- Хочет доказать, что человек – создание греховное…
- Осуждена на казнь за убийство…
- От горя сошла с ума в тюрьме…
- Получила в подарок от Фауста шкатулку…
- Восклицает: «Суха, мой друг, теория везде…»
- Спорят о природе человека…
Гете «Фауст»
Литературный диктант № 2
Знаете ли вы героев трагедии?
- Главный герой трагедии «Фауст»…
- Автор трагедии «Фауст»…
- От самоубийства (кого?) останавливают песнопения молящихся в храме.
- Идеи добра и ЗЛА в трагедии воплощают…
- Страшной трагедией оборачивается любовь для…
- Небеса прощают вину…
- «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой», - говорит…
- Хочет продлить свою жизнь, чтобы принести больше пользы людям…
- Стыдится испорченной репутации сестры…
- В облике пуделя в кабинет Фауста явился…
- Имя ученика Фауста…
- В трагедии гадает на ромашке… .
Гете «Фауст»
Задания к групповой работе
Задание 1 (первой группе учащихся)
Где происходят события Пролога, кто принимает в них участие? С какой целью собрались герои, о чем ведут речь? Каковы их позиции по обсуждаемым вопросам?
Задание 2 (второй группе учащихся)
Расскажите, что заставило Мефистофеля спуститься с небес на землю? Как ведет себя Бог по отношению к Мефистофелю и к человеку?
Задание 3 (третьей группе учащихся)
Используя монологи Фауста («Я философию постиг…», «Он все надеется без скуки безотрадной…» - сцена 1; «Пойдем туда: на камне том присядем…» - сцена 2); монологи старика («Да, мысль благая…» - сцена 2) и Мефистофеля («Пролог на небесах»), - расскажите о Фаусте. Кто он такой, какого возраста, как характеризует его Мефистофель перед Богом, чем занимался Фауст всю жизнь и чем занимается сейчас? Как оценивает сам Фауст результаты своих трудов и как оценивает их народ? Чем недоволен Фауст и что сделало бы его счастливым?
Задание 4 (четвертой группе учащихся)
Используя монологи Фауста в сцене 1 («Что за блаженство вновь в груди моей…»; «Он все надеется без скуки безотрадной…»; «Кто ж скажет мне…», до слов «…но что там за сосуд…»; «О счастлив тот, кому дана отрада…»), его монолог в сцене 2 («Тебе знакомо лишь одно стремленье…») и монолог духов в сцене 1 («Не ты ли сам желал с тоской упорной…»), - ответить на вопросы. Что понял Фауст о себе и о земной жизни человека, что мешает человеку всегда заниматься возвышенными проблемами? Какая интонация звучит в речи Фауста, его раздумьях (раздражения, презрения, мудрого спокойствия)? Какие слова говорит о себе сам Фауст и какими словами характеризует его дух? Что дает основания для такой характеристики Фауста? (Подсказка: над чем размышляет Фауст?)
Задание 5 (пятой группе учащихся)
Кто такой Мефистофель? Как относится к нему Бог? Чем занимается Мефистофель?
Какими словами характеризуют разные персонажи этого героя? Для ответа используйте: монолог Бога в «Прологе на небесах» («Тогда явись без колебанья…»), духов в сцене 3 («Он попался…»), Фауста в сцене 3 («Так силой мощной, животворной…»), Мефистофеля в сцене 3 («Часть вечной силы я…»; «Я отрицаю все…»; «Я скромно высказал лишь правду…», «Что делать! Да и тут старался я не впрок…»).
Задание 6 (шестой группе учащихся)
Какую роль отвел Бог Мефистофелю, какую роль Мефистофель вызвался исполнять сам и какова была его истинная роль в судьбе Фауста? Для ответа используйте монолог Бога в «Прологе на небесах» («Тогда явись ко мне без колебанья…»), монологи Мефистофеля в сцене 4 («Слышишь? Дух-малютка…»), в сцене 14 («Не нравится, как видно?..») и в сцене 19 («Ну, доктор, я вас приглашаю…» до слов «Но уголовный суд – иное дело!»).
Как Мефистофель замыслил погубить душу Фауста, «низвести ее в бездну»? (Монологи Мефистофеля в сцене 4 «Старался разжевать я смысл борьбы земной…»; «Привык смотреть на вещи ты, мой друг…»; «Лишь презирай свой ум да знанья светлый луч…»).
Задание 1 (первой группе учащихся)
На какие два периода делится жизнь Фауста? Используя монологи Фауста в сцене 1 («Если б в этот час ты озарил в последний раз…») и в сцене 4 («Что ни надень, все мучусь я хандрою…»), - расскажите, как прожил Фауст свою жизнь до появления Мефистофеля?
Что вызывает недовольство Фауста своей жизнью?
Как намерен он жить, заключив пари с Мефистофелем? (Монологи «Но только чтоб ни тени беспокойства…»; «Не радостей я жду, - прошу тебя понять…» - сцена 4).
Задание 2 (второй группе учащихся)
Сравните монологи Фауста: «Что будет там, о том мне нет заботы» (сцена 4); «Я через мир промчался быстро»; «До гор болото, воздух заражая» (часть II, действие V). О чем говорит в них Фауст? О каких стремленьях, о каких целях жизни Фауста мы узнаем из первого и второго монологов? Изменилась ли эта цель после того, как Фауст прошел тернистый путь поисков? Достиг ли Фауст своей цели?
Задание 3 (третьей группе учащихся)
Сравните два монолога Мефистофеля в «Прологе на небесах» («Опять, о Господи…», от слов «Смешной божок земли…» и до конца; «Сознаньем слабым и минутным…») с диалогом Мефистофеля и Фауста (часть II, действие IV). Обратите внимание на интонацию речи Мефистофеля.
Что недооценил Мефистофель в человеке? Рассчитывал ли Мефистофель на трудности в эксперименте с Фаустом?
Каков итог пари, заключенного между Богом и Мефистофелем? Какие утверждения о человеке Бога и Мефистофеля подтвердились, а какие были опровергнуты в результате эксперимента?
Задание 4 (четвертой группе учащихся)
Каковы были первоначальные намерения Фауста относительно Маргариты? Как и почему изменились они после посещения Фаустом комнаты Маргариты? Сравните первые впечатления Фауста и Маргариты. Что поразило их друг в друге при первой встрече (сцена 7)? Что интересует Маргариту во время третьей встрече с Фаустом? Понимает ли она того, кого любит (сцена 16)? К какому выводу пришли молодые люди, получив информацию друг о друге?
Задание 5 (пятой группе учащихся)
Кто из двух влюбленных борется с собой, кто осмысливает ситуацию и когда это происходит (сцены 14, 19, 20)? На чьи плечи ложится ответственность за последствия (сцена 14)? Чем заканчивается любовь Фауста и Маргариты? Кто виноват в том, что произошло с Маргаритой? Почему она отказывается бежать с Фаустом? Почему Фауст оставляет ее в тюрьме, хотя еще недавно был полон решимости ее спасти? Как оценивают ее поступок общество, Мефистофель, Бог, автор?
К какой мысли приводит читателей авторская оценка поступка Маргариты? Какую роль в духовном развитии Фауста сыграла любовь к Маргарите?
Задание 6 (шестой группе учащихся)
Каково было в Германии отношение общества к девушке, не сохранившей честь (на материале трагедии)? Как относились к этому у других народов?
Кто из писателей и в каких произведениях исследовал тему любви, не освященной узами брака? (Т.Шевченко «Катерина») Как решалась судьба такой женщины? Какая идея (авторская мысль) заключалась в этом решении? Кто был повинен в смерти героини, по мнению автора?
|