А.Н. Островский «Бесприданница» (действие первое)
Вопросы к семинару
- Как строится драматическое произведение? Каковы его основные части?
- Что читатель может узнать из «афиши» о пьесе?
- Какую роль в композиции пьесы вы отводите первому действию?
- Как представлены в первом явлении Кнуров и Вожеватов?
- Кто их представляет?
- Как автор знакомит читателя с Паратовым? Что мы узнаем о нем?
- Какой момент первого действия можно считать завязкой?
- Почему сообщение о замужестве Ларисы вызывает недоумение?
- Как вы понимаете реплику Вожеватого: «Не то время. Сколько приданых, столько и женихов. Лишних нет.»
- Как автор продолжает представлять своих героев?
- Чтение по ролям явления 3 .
- Что вы узнали о доме Огудаловых, Ларисе, ее матери?
- Есть ли в первом действии прогноз дальнейшего развития действия, судьбы Ларисы? (конец явления 2 и 4)
- Прав ли Кнуров, говоря, что Карандышев Ларисе не пара?
- Чтение по ролям диалога Ларисы и Карандышева (явление 4).
- Как автор передает настоящую напряженность, драматизм событий?
- Какое впечатление произвел на вас Паратов? Найдите в явлениях 6 и 7 реплики героев, характеризующие его наиболее ярко.
А.Н.Островский «Бесприданница» (действие второе)
Вопросы к семинару
- Как развиваются события во втором действии пьесы? Где они происходят?
- Чтение по ролям явления 3.
- Почему Лариса хочет как можно скорее уехать в деревню? Чего она ищет в жизни?
- К кому обращены слова романса «Не искушай меня без нужды»? Зачем автор включил его в текст?
- Чтение по ролям явления 6.
- Проанализируйте речь Карандышева. Как она характеризует его?
- Почему Лариса не находит у матери поддержки?
- Как вы понимаете слова Ларисы: «Топите вы меня, толкаете в пропасть!»
- Выборочное чтение по ролям явлений 7-9.
- Как меняются речь и характер Паратова в каждом из явлений? Отчего это зависит?
- Лариса считает Паратова идеалом мужчины. Что вы думаете об этом?
А.Н.Островский «Бесприданница» (действие третье)
Вопросы к семинару
- Где происходит действие?
- Как убранство дома характеризует его хозяина? Какая деталь интерьера особенно важна для дальнейшего развития действия?
- «Нет хужего стыда, как за других стыдиться» - почему обед в доме Карандышева вызвал у Ларисы такое чувство?
- Чтение по ролям явлений 7, 11,12.
- Какая сцена является кульминацией? Почему? (Явления 12 и 13)
- Был ли искренним Паратов в этой сцене?
- Вызывает ли сочувствие Карандышев? Он жалок или смешон?
- Какая деталь создает напряжение и является главной в этом действии?
А.Н.Островский «Бесприданница» (действие четвертое)
Вопросы к семинару
- Почти в конце пьесы, в явлении 5, Кнуров говорит: «Кажется, драма начинается». В каком смысле употреблено здесь слово «драма», что имел в виду Кнуров?
- Каким образом «близкие» Ларисе люди собираются принять участие в ее судьбе?
- Чтение по ролям 6 и 7.
- Чего ищет Лариса после разрыва с Паратовым?
- Почему она не принимает покровительства Кнурова?
- Как вы понимаете слова Ларисы: «Так жить холодно…»?
- Почему пьеса заканчивается словами: «Я вас всех люблю…»?
- Какая связь между двумя последними фразами?
- Чтение по ролям конца явления 11 и явления 12.
- Чем отличаются финалы пьесы и фильма?
- С какой целью, по-вашему, режиссер фильма дополнил его романсами, которых нет в пьесе?
- Соответствуют ли герои фильма вашим представлениям о героях пьесы?
|