Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 11:36

"Русское слово" (Сайт учителя русского языка и литературы Сапижук С.Н.)

Меню сайта
Категории раздела
Методическая копилка для учителей [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка для учителей » Методическая копилка для учителей

10 класс А.Н.Островский "Гроза"
[ Скачать с сервера (18.8 Kb) ] 08.11.2017, 18:35

1. Анализирующее чтение I действия драмы «Гроза»

ŠŠ 1. Как рисует место действия А. Н. Островский? На что следует обратить особое внимание? Как можно интерпретировать такую деталь: «высокий берег Волги»? Только как географическую подробность или ещё и как поэтический образ? Можно ли уже в самой декорации уловить будущий конфликт?

ŠŠ 2. Почему Кулигин поёт именно песню «Среди долины ровныя», которая в то время была на слуху?

ŠŠ 3.  По явлению 1 действия I определите, как уже с первых реплик обнаруживает себя социальный конфликт. Приведите 3–4 примера реплик персонажей, обнажающих острые противоречия, существующие в обществе Калинова. Обратите внимание на поведение Дикого и отношение к нему Кудряша.

ŠŠ 4. Что вы узнали о Кулигине из его разговора с другими персонажами?

ŠŠ 5. Чем примечателен Борис? Какие чувства вызывает этот герой?

2. Выразительное чтение монолога Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

ŠŠ 1. Как Кулигин характеризует нравы Калинова? Почему он постоянно употребляет множественное число и настоящее время и переходит на прошедшее только в последнем предложении, когда говорит о себе?

3. Продолжение анализирующего чтения

ŠŠ 1. Какое впечатление производит знакомство с Кабанихой?

ŠŠ 2. В чём проявляются сходство и различие Кабановой и Дикого?

ŠŠ 3. Что вы узнали о Тихоне, Катерине, Варваре?

ŠŠ 4.  В чём сходство и различие между этими персонажами?

4. Анализирующее чтение монолога Катерины

ŠŠ1. Какие главные черты характера героини проявляются в этом монологе? Каким было её мировосприятие в девичестве? Назовите преобладающие в её воображении образы. Какие ощущения Катерины можно назвать ключевыми?

     2. Подумайте и ответьте, кто в Калинове является хозяевами, а кто их жертвами. Что для каждого из «господ» и «жертв» означают понятия «любовь» и «свобода»?

Š  3. Почему мы не можем отнести Катерину ни к «хозяевам», ни к «жертвам»?

  1.   Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?

Š  2.   Откуда появились в героине эти черты? Почему автор только о Катерине рассказывает так подробно? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала её в детстве и окружает в семье мужа?

ŠŠ3.  В чём выражается протест Катерины? Можем ли мы назвать её любовь к Борису протестом?

ŠŠ4. В чём сложность внутреннего состояния героини?

ŠŠ5. Почему Катерину пугает приближающаяся гроза? Какое символическое звучание в пьесе получает это природное явление, помогая воплощению авторского замысла?

ŠŠ 6. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и её сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

ŠŠ 7. Островский писал: «Катерина — женщина с страстной натурой и сильным характером. Она доказала это своей любовью к Борису и самоубийством. Катерина, хотя и забитая средой, при первой же возможности отдаётся своей страсти, говоря перед этим: «Будь что будет, а Бориса я увижу!». …Положение Катерины стало безвыходным. Жить в доме мужа нельзя. …Катерина пришла к убеждению, что жить, как жила раньше, нельзя, и, имея сильную волю, утопилась…». Во всём ли вы принимаете авторскую интерпретацию характера героини? Можно ли её назвать трагической героиней?

ŠŠ 8. Докажите, что смерть Катерины — это протест.

ŠŠ 9. Сможет ли город Калинов жить по-старому?

 

Литературная викторина

1) Укажите, кто из героев драмы «Гроза»…

а) мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей;

б) при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался;

в) сожалела о том, что она не птица, а «так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

2) Укажите, кто о ком сказал:

а) «…сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел, стены даже противны»;

б) «пронзительный мужик»;

в) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

3) Назовите героя драмы «Гроза», который так сказал:

а) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, Жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите…»;

б) «Много у меня в год народу перебывает; вы-то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются».

в) «Вы её погубили! Вы! Вы!»;

г) «Уж коли очень мне здесь опостылеет, то не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить. Так не стану. Хоть ты меня режь».

4) Укажите, как кого звали.

а) Назовите фамилию, имя и отчество Кабанихи.

б) Как зовут племянника Дикого?

Категория: Методическая копилка для учителей | Добавил: dsns2901
Просмотров: 572 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz